Соти
Французские театральные представления средневековья имели, подарив миру множество комедийных жанров, среди которых выделяется соти – шутовской жанр, разновидность фарса, который был весьма популярен в 15-16 веках.
В соти совмещались прозаические и стихотворные элементы, а сами сюжеты высмеивали религиозность и ханжество, общественно-политические аспекты жизни, духовенство, власть светскую и церковную – короля и Папу римского.
Дух дурачества, карнавала царил на улицах, когда в праздники представлялись соти. Не даром этот жанр и зародился в обществе «беззаботных ребят», в котором единогласно «дурацкой матерью» выбран был Пьер Гренгуар, придворный поэт Людовика XII.
Одеваясь в шутовские костюмы, актеры выступали в обличие «дураков», но все равно использовали традиционные атрибуты аллегорических представлений – изображая церковь, «дурак» под тиару надевал ослиные уши, символ глупости. И грим актеров был соответствующим – создавался карикатурный образ, выделялась одна черта и доводилась до абсурда.
Сами сюжеты были незатейливы, и во время представлений актеры напрямую контактировали с публикой.
Да и само устройство представления располагало к этому – актеры устраивали показы прямо на базарной площади, среди толпы сооружая на скорую руку сцену из ящиков, досок, бочек.
В 17-18 веках эти спектакли перешли в цирк. И до наших дней пародийность, динамичность актерской игры, фарсовый грим, основная сюжетная канва сохраняются в цирковой клоунаде.