Фарс
Средневековый европейский театр – явление уникальное в своем роде. Он представлен самыми разнообразными жанрами, и не все из них носили религиозный характер, хотя изначально и зарождались в лоне церкви.
Одним из таких жанров стал фарс – комическое представление, первоначально бывшее вставкой в богослужение. В 12 веке фарс уже становится самостоятельной драматической интермедией.
Его происхождение как самостоятельного связывают с французскими представлениями, которые носили название «игра». Многие игры – например, «Игра о беседке», «Игра под листвой» — имели ряд фарсовых черт, не только в сюжете, но и в разработке некоторых персонажей.
Фарсовые произведения игрались без репетиций, не имелось даже простейшего реквизита, да и сами представления разыгрывались не на сценических площадках.
Сюжетом для фарса чаще всего служили бытовые происшествия – семейные отношения, взаимоотношения хозяев и слуг, торговые плутни, суды, супружеские обманы.
Да и героями фарсов становились простые люди – поп, монах, студент, судья, торговец, солдат и т.п. комизм в фарсе достигался за счет перебранок, потасовок. Речь каждого персонажа была индивидуальна – монах или судья говорили на латыни, крестьянин – на своем диалекте.
Это зачастую вносило множество осложнений в действие. Представления ставились обычно клерками и актерами.
Сочинением фарсов занимались многие аристократы. Их произведения носили нравственный, нежели развлекательный характер. В 17 веке фарс был окончательно вытеснен литературной комедией.