Как вести себя с трудными слушателями?
Наверняка в каждом зале найдется пара-тройка слушателей, постоянно отвлекающихся от речи оратора и также отвлекающих других. Однако, вернуть их внимание можно и нужно.
- Попробуйте изменить интенсивность или громкость речи. Заметив, что кто-то из ваших слушателей отвлекается, попробуйте заговорить тише или, наоборот – резко повысьте голос; ускорьте или замедлите её темп. Изменив один из подобных параметров непременно привлечет внимание слушателей и вернет внимание тех, которые отвлеклись от вашей речи.
- Обратитесь к отвлекшемуся по имени. Обращение по имени к нарушителю спокойствия, вы непременно привлечете к себе его внимание. Его внимание невольно сфокусируется на вас.
Один из менеджеров пожаловался на то, что во время его доклада во время планерки начальник переставал слушать его и начинал переговариваться с находящимися рядом сотрудниками. Однако, после того, как в процессе произнесения речи он начал периодически незаметно и ненавязчиво вставлять в свою речь фразы, так или иначе содержащие имя и отчество нарушителя спокойствия, он волей-неволей отвлекался от посторонних разговоров. И снова оказывался сосредоточен на речи оратора. Учитывая то, что менеджер старался не злоупотреблять указанным им приемом, все прошло достаточно хорошо.
- Не бойтесь просить о помощи. Как известно, для того, чтобы суметь полюбить какого-либо человека, ему нужно чем-нибудь помочь. И, точно также – для того, чтобы заслужить расположение аудитории, вы можете попросить их помочь вам чем-нибудь. Прислушайтесь к этой мысли и непременно возьмите её на вооружение! Оказывая вам даже минимальную помощь, аудитория приближается к вам. Рассмотрим самые популярные приемы обращения к залу:
- Попросите слушателей помочь вам передвинуть столы
- Отследите время и попросите ведущего подать вам сигнал, когда оно истечет
- Подготовьте слушателям раздаточные материалы
- Открывайте и закрывайте форточку, включайте и выключайте кондиционер
- Принесите с собой видео-пособия, а также – книги, музыку для того, чтобы показать их слушателям
- Обратитесь к аудитории за помощью. Самое главное, следите за тем, чтобы они действительно начали вам помогать. Не забывайте о том, что если никто не отреагирует на вашу просьбу передвинуть стулья и вам придется делать это в гордом одиночестве – это нисколько не поможет вам стабилизировать ситуацию.
- Следите за тем, чтобы аудитория не могла перехватить у вас инициативу и держите ситуацию в руках, даже обращаясь к кому-либо за помощью.
- Попробуйте заняться чем-либо совместно с аудиторией
Во время доклада посоветуйте своим слушателям почувствовать в какой-либо деловой игре или предложите им поучаствовать в какой-либо совместной деятельности. Для того, чтобы результат игры был максимальным, старайтесь максимально подробно описывать руководство к действию и вовлекайте в него как можно больше людей.
Учтите, что все вышеуказанные приемы могут быть эффективны лишь в том случае, если слушатели будут чувствовать доброжелательное отношение к себе. Результатом любой неискренности может быть не только равнодушное, но презрительное отношение публики.
Не стоит также забывать о ом, что аудитория чаще всего ассоциирует себя не с оратором, а именно другими слушателями. Именно поэтому любое неосторожное слово, высказанное в адрес кого-либо из присутствующих, неизбежно будет воспринято на свой счет многими. И реакция на грубость со стороны аудитории будет крайне негативной.
Безусловно, конструктивная критика является желательной или обязательной для некоторых типов аудиторий. Поэтому не бойтесь использовать жёсткую манеру общения там, где мягкость и доброжелательный тон перестают работать. Если же результат подобных мер окажется весьма сомнителен – не бойтесь искать новую стратегию! Немалую помощь в этом деле вам также может оказать курс ораторское искусство.